Салазар
Начало XX века ознаменовало собой появление на европейской политической арене того феномена, который в настоящее время принято называть «массовым обществом» или «обществом потребления». Рождение его, явившееся закономерным результатом развития западноевропейской культуры, сопровождалось ломкой традиционной, устоявшейся структуры общества и появлением ряда «либерально-демократических» и тоталитарных «химер». Кровавая вакханалия, в которую ввергался мир вслед за этим, не обошла и Португалию.
В 1911 году в Португалии в результате республиканского восстания была свергнута Браганцская королевская династия и провозглашена республика. Вслед за этим на несколько лет страну охватила политическая и социально-экономическая нестабильность, сопровождаемая нескончаемой чередой смены правительств, инфляцией, ростом забастовочного движения и политического экстремизма. За 17 лет от провозглашения республики до прихода к власти Салазара в стране сменилось более 40 правительств, было предпринято несколько попыток государственных переворотов, похищались и были убиты премьер-министр и ряд ведущих политиков Португалии. Участие Португалии с февраля 1916 года в Первой мировой войне на стороне Антанты обострила финансовый кризис в стране.
Парламентская республика, провозглашенная в Португалии в 1911 году, как форма правления показала свою полную несостоятельность и неспособность противодействовать разрушительным и деструктивным процессам, сопровождавшим процесс рождения массового общества.
Эффективное противодействие этим разрушительным процессам, поставившим португальское общество на грань начала гражданской войны, оказали представители португальского фашистского движения во главе с его основателем, самым известным португальским государственным деятелем XX века, профессором Коимбрского университета Антониу ди Оливейра Салазаром.
Антониу ди Оливейра Салазар родился 28 апреля 1889 года в семье трактирщика в селении Вимиейро из местечка Санта-Комба-Дан провинции Бейра-Алта. Там, в сельской глубинке, он и проводит своё детство, будучи пятым ребенком в семье; помимо него у его родителей было четверо дочерей, старших сестёр Салазара. В 1908 году он поступает в иезуитскую школу, где показывает себя чрезвычайно способным и одарённым учеником. После окончания школы, отказавшись от перспективы и возможностей карьеры священника, поступает на юридический факультет Коимбрского университета, старейшего университета Португалии.
В то время характерной чертой и особенностью политической жизни Португалии (в целом очень нетипичной для западноевропейских обществ того времени) являлось то, что университетские кафедры, в отличие от многих других институтов общества, были не только генератором идей, но и своеобразным оплотом португальских традиционалистов – консерваторов. Салазар на протяжении всей своей жизни был глубоко верующим человеком, «добрым католиком», как сказали бы сейчас, а, соответственно, тоже консерватором по своим политическим убеждениям. На университетской кафедре он чувствовал себя «как рыба в воде». Те, кто знал его лично, отмечали, что это был пунктуальный, деловой и целеустремлённый человек, ведущий скромный и аскетический образ жизни: пережив в юности неудачную любовь, он так и не нашёл счастья в браке, оставшись на всю жизнь холостым. Свою политическую, а впоследствии и государственную деятельность Салазар воспринимал как свою наипервейшую обязанность, священный долг, состоящий в непрерывном и жертвенном служении отечеству.
Список литературы
1. В.А. Пруссаков «Салазар: «Правда и власть восходит к абсолюту»» // Газета «Завтра». № 31.
2. «История фашизма в Западной Европе» // Изд. «Наука». М., 1978.
3. В. Випперман «Европейский фашизм в сравнении 1922-1982» // Изд. «Сибирский хронограф». Новосибирск, 2000.
Читать полностью:http://www.km.ru/referats/334674-salazarovskaya-portugaliya |